Опыт работы Уполномоченного образования в Узбекистане

Дорогие друзья и подруги!

Мне приятно произносить эти простые и привычные слова, потому что для нас - начинающих тренерок из Узбекистана, они наполнены теплом, бескорыстием и щедростью, которые мы получали и получаем от наших дорогих наставниц с Украины на пути обучения тонкостям тренерского мастерства в Уполномоченном образовании.

Я и мои подруги из Узбекистана начали путь в эту прекрасную страну в начале текущего года. Думаю, что благодаря помощи и поддержке Всеукраинской ассоциации уполномоченного образования и коммуникаций, мы быстрее, чем сделали бы это сами, прошли начало пути и сумели накопить определенный опыт, о котором и хочу рассказать.

Узбекистан - страна с населением более чем 24 млн. человек, женщины составляют 51 процент населения, а самые многочисленные жители -молодежь. Многонациональный народ Узбекистана гордиться своей древней историей, прекрасными городами Самаркандом, Бухарой, Хивой и другими, а также вкладом в мировую цивилизацию, который внесли его ученые и писатели, государственные деятели Аль Хорезми, Аль Бухори, Алишер Навои, Авиаценна, Амир Тимур, Улугбек и многие другие.

Последнее десятилетие народы Узбекистана, как и другие пост советские государства, переживают все трудности и тяготы переходного периода и трансформации общества. Кроме общего для всех ухудшения экономического благосостояния большей части населения, наблюдается обострение проблем женщин (особенно сельских), связанных с возрождением некоторых традиций, появлением религиозных ортодоксальных идей и их сторонников. Необходимость помощи в получении правовых знаний, образовании навыков защиты прав, а также успешных коммуникаций отмечается многими жителями и жительницами страны, государственными организациями и неправительственными организациями. Именно поэтому многие неправительственные организации Узбекистана интенсивно работали над этой проблемой, а в Государственной программе действий по Году Женщин (1999 года) большое место было отведено организации правового образования населения, Эта работа продолжается в текущем году как государственными, так и неправительственными организациями.

Потребность в новой, эффективной форме работы, которая бы в полной мере способствовала решению проблемы, вызвала обращение неправительственных организаций Узбекистана к опыту Всеукраинской ассоциации уполномоченного образования и коммуникаций.

Помощь в создании возможностей для интегрирования накопленного опыта оказали Институт «Открытое общество» - Фонд содействия - Узбекистан, «Винрок Интернэшнл» и USAID.

Тренинги для тренеров по методике Уполномоченного образования в Узбекистане прошли и продолжают свое обучение более 50 женщин. Активно работают, проводя тренинги среди женщин и детей, а также мужчин большинство из них. Мы гордимся тем, что эти тренерки могут и проводят тренинги на языках представителей и представительниц различных национальностей, издревле проживающих в Узбекистане, тем, что они сами проживают в малых городах и сельских районах, знают потребности и интересы своих участников и участниц. Работающие в области образования и коммуникаций тренерки отмечают большой интерес, проявляемый людьми к такой необычной и новой для них форме обучения, об этом же свидетельствуют многочисленные просьбы о повторном проведении занятий, поступающие как в устной, так и в письменной форме

Я думаю, что объективных причин такого интереса много. Попробую назвать некоторые из них, так эти причины оказывают существенное влияние на распространение и само Уполномоченное образование в целом.

-Это культурная среда, ментальность народов страны, которым близка и понятна философия ненасильственных изменений, лежащая в основе Уполномоченного образования. Многие участницы и участники тренингов отмечают, что принимаемые в начале занятий правила, в которых как бы аккумулируется дух и идея обучения, создают многими ранее неизведанную атмосферу душевности и искренности, стимулируют желание делиться знаниями и получать их;.

-новизна пока мало знакомого нашим людям интерактивного обучения и используемый тренерами «банковский подход», позволяющий участникам и участницам определять наиболее актуальные для них вопросы и строить схемы для их активного решения. Ощущение ценности своих собственных знаний и опыта, возможности переосмысления ценностей с учетом знаний и опыта других участников и участниц привлекают людей.;

-направленность тренингов на учет интересов людей, обеспечение равенства мнений;

- возможность ознакомления с альтернативной ненасильственной формой образования и многие другие.

Говоря об интересе к уполномоченному образованию и его причинах уместно отметить как то, что в различных группах участниц и участников он имеет разные аспекты, так и то, что различны приоритеты целевых групп. Самая многочисленная целевая группа на наших тренингах – сельские женщины, на плечах которых лежит ноша

всех экономических и социальных проблем переживаемого периода, а также трудности сельского быта, традиций и обычаев. Трудно перечесть все обязанности узбекистанских сельских женщин, твердо закрепленных в неписаных законах и порядках. Поэтому понятна наша радость, которую мы испытываем при виде вопросов-открытий, совершаемых нами вместе с участницами: « А почему так?»

«А так ли это незыблемо, как нам говорят?», « Как изменить положение?» и другие.

Многие впервые в жизни слышат слово «гендер», однако уходят с тренингов с пониманием, что это и есть их жизнь, то есть то, в чем они живут, а непомерные нагрузки и нереализованные права - это «гендерное неравенство», которое не абсолютно во времени и пространстве, а очень даже изменяемо.

Как важно появление этих вопросов в сознании наших подруг, понимают все, кто знает жизнь женщин мусульманского Востока, где высшие добродетели - послушание и терпение, беспрекословное повиновение старшим: родителям( особенно отцу), братьям, мужьям и их родственникам, а также следование традициям и обычаям, все это закрепляющим..

Я приведу два высказывания участниц тренингов, как бы кратко иллюстрирующие результаты тренингов по гендерному равенству:

«Я сегодня поняла, что у мужчин нет оснований считать себя выше нас, мы во всем равны» (Каракалпакстан)

и «В моём сознании рухнула догма: «мужчина-добытчик и хозяин, а женщина-помощница и хранительница, поэтому она должна угождать мужчине. Я поняла, как гармоничны были бы равные отношения».

 

Несмотря на сравнительно недолгий срок работы тренерами, наши коллежанки и их методы работы становятся популярными среди работников органов управления и административных учреждений.

Эти группы участников и участниц просят помочь им в образовании

навыков успешного общения, получении знаний по трансформации конфликтов, управлении и лидерству, международным инструментам и механизмам прав человека.

Хотя наш опыт работы с детьми пока невелик, мне особенно приятно рассказывать о нем. Узбекистанские тренеры работают в школах, детских домах и в оздоровительных лагерях. Констатируя интерес, проявляемый детьми к тренингам, наши тренеры отметили некоторые особенности работы среди школьников:

-им нравятся подвижные игры, ролевые ситуации;

-работа со школьниками более мобильна, нельзя затягивать обсуждений, использовать длительные пояснения;

- дети, особенно в школах, не сразу проявляют активность, некоторое время следуя принятой в школе модели поведения : говорить, когда спросят именно его;

- дети очень быстро усваивают материал обсуждений, однако требуется уделять внимание образованию навыков использования полученных знаний;

- трудно, но очень необходимо следовать правилам равенства, удерживаться от назидательности в работе с детьми

Как отмечалось выше, инициатива в интегрировании опыта Уполномоченного образования и коммуникаций принадлежала неправительственным организациям Узбекистана. Теперь тренеры

Уполномоченного образования оказывают помощь инициативным группам и неправительственным некоммерческим организациям сельских регионов в их создании и развитии. Стали инициаторами создания и возглавили сельские ННО 8 наших тренерок. Если принять во внимание, что в сельских районах и поселках Узбекистана ННО можно перечесть по пальцам, станет понятна радость за тех наших сельских подруг, которые получили знания и смогли реализовать стремление к лидерству и планы помощи другим.

Думаю, немаловажно, что узбекистанские тренеры начали адаптировать пособие для тренеров Уполномоченного образования к местным условиям. Он переведен на узбекский язык, дополнен некоторыми новыми упражнениями и местными материалами.

Мы благодарны госпоже Сусловой за ту поддержку, которую получаем постоянно, а также её советы и рекомендации по адаптированию пособия. Думаю, в декабре он будет издан.

Наверное, самым замечательным в распространении Уполномоченного образования у нас является его влияние на жизнь и поведение тех, кто учиться тренерству. Часто я слышу рассказы о том, как от декларирования правила перешли в её жизнь, изменив отношения с близкими людьми и окружающими.

У нас много тренерок, для которых Уполномоченное образование подсказало новый путь в жизни, открыло новые возможности, помогло преодолеть страх и неуверенность в себе, депрессию и безнадежность. Я, как одна из них, счастлива, что получила возможность заниматься столь интересным и полезным делом, помогать другим. Интерес в работе тренера, стремление развивать уполномоченное образование в Узбекистане разделяют многие мои подруги. Мы намерены создать объединение тренеров Уполномоченного образования, целью которого видим организацию всех видов необходимой помощи, особенно методической, тренерам. Хорошо, что в Украине есть организация, у которой мы можем учиться и надеяться на её помощь.

Помня, что подготовка тренеров базируется на непрерывном обучении, стараемся учиться всему, что необходимо для лучшей работы. Наше участие на Конференции- прекрасная возможность многое узнать и учиться. Я хочу выразить благодарность всем, кто помог нам в ней участвовать: Всеукраинской ассоциации уполномоченного образования и коммуникаций, ИОО-Фонд Сороса- Узбекистан, Проекту Женской интегрированной правовой грамотности Винрок Интернэшнл.

 

Наталья Кургановская

Ташкент, Узбекистан